Электронная фаза
Время, когда широкое распространение радиоэлектронных средств массовой информации (с начала XX в.), временно и узко-своеобразно активизировало аудио-сенсорный канал (радио), заторможенный затем телевидением,
Если изобретение печати послужило массовому распространению социально значимой информации через диахронический (вертикальный, исторический) процесс, то изобретение других технических средств дало толчок распространению информации, как в диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и глобально.
Письменная фиксация информации, несмотря на ее широчайшее распространение и непререкаемый авторитет, выигрывая с технической точки зрения, всегда проигрывала устному общению искусственностью и существенной обезличенностью. Поэтому человечество стремилось наделить устный информационный обмен достоинствами письменного, сохранив при этом его чувственно-эмоциональную составляющую. Следует помнить, что именно устное общение создало современную цивилизацию и никакими техническими суррогатами заменить его нельзя. Первым революционным прорывом, положившим начало ренессанса устного информационного обмена, стала звукозапись.
Звукозапись впервые произведена Т. Эдисоном, который в 1877 г. запатентовал принципиально новый тип устройства - фонограф. Носитель записи в фонографе — цилиндр, покрытый слоем воска; записывающий и воспроизводящий элемент — игла, связанная с мембраной. Значительно улучшенный вариант фонографа — граммофон (от греч. «грамма» — запись + «фон» — звук) с записью звука на граммофонную пластинку создал в 1888 г. немец Г. Берлинер. Портативный вариант граммофона — патефон (от названия французской фирмы-изготовителя Пате) в 50-х годах XX века был вытеснен электрофоном. В XX веке получил распространение магнитный способ звукозаписи, который реализован в профессиональных и бытовых магнитофонах.
Фиксация звука явилась более высоким витком спирального развития цивилизации, но она не решила вторую задачу, стоящую перед технизацией общения – передачи информации в режиме реального времени. Ее решение взяло на себя радио. После первой мировой войны массовые масштабы приобрело радиолюбительство. Детекторные приемники пользовались стремительно растущим спросом. Объем продаж радиотоваров составил в США в 1922 г. — 69 млн. долларов; в 1923 г. — 136 млн., в 1924 г. — 358 млн. долларов. В 1920-е годы появились частные и государственные радиостанции, использующие микрофоны, ламповые приемники вытеснили примитивные детекторы, большинство граждан превратилось в радиослушателей. Радиовещание вступило в свои права как средство массовой коммуникации. Человеческая речь понеслась над планетой, доступная в любой ее точке. Началась эра глобального общения.
Радио, как пишет А.В. Соколов, доверяли больше, чем прессе, ибо оно работало в прямом эфире, передавало живые голоса политических лидеров и свидетелей текущих событий. Прессу же считали продажной и лживой. В 1934 г. Ф. Рузвельт, умело использовавший возможности радиовещания, выиграл президентскую гонку, хотя 80% газет было против него. В пропагандистской машине Сталина и Гитлера радио всегда отводилось одно из центральных мест, наряду с кино. Радиообращения вождей гипнотизировали слушателей.
Электронизация информационного обмена продолжилась в сторону дополнения аудиоинформации – информацией визуальной. Процесс этот прошел ряд этапов. Кинематограф как вид искусства и средство массовой коммуникации ведет свою историю с 28 декабря 1895 г., когда перед посетителями парижского «Гран-кафе» на бульваре капуцинок произошла демонстрация «движущейся фотографии» на полотне экрана. Авторами изобретения считаются Л.Ж. Люмьер и его брат и помощник О. Люмьер.
Немое кино — принятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его развития, когда изображение было лишено синхронно записанного звука. Но буквально с первых сеансов в конце XIX века кинопоказ сопровождался импровизированным музыкальным аккомпанементом, а позже — декламацией или грамзаписями. Несмотря на скудость изобразительных возможностей, немое кино быстро стало излюбленным зрелищем народных масс. Выделилось художественное кино (мелодрама, приключенческий фильм, комедия, боевик), знающее выдающихся режиссеров и актеров, и документальное кино.
Похожие работы:
- Электронная фаза
Время, когда широкое распространение радиоэлектронных средств массовой информации (с начала XX в.), временно и узко-своеобразно активизировало аудио-сенсорный канал (радио), заторможенный затем телев...
- Книжная фаза
Печатно-сенсорная эпоха, наступила, когда рукописная письменность начала вытесняться печатным станком (середина XV в.), породившим печатные СМК, резко увеличившие загрузку визуального и вербального ка...
- Компьютерная фаза
Компьютерно-сетевая эпоха началась с середины XX века, и с тех пор постоянно обогащает цивилизацию принципиально новыми и неизведанными сенсорно-интеллектуальными композициями.
Существенным шагом на ...
- Устная фаза
Это аудио-сенсорная (или до-письменная) эпоха, когда возникла и доминировала устная речь (примерно 65 тысячелетий назад), пережившая, наверное, целый ряд собственных "эпох развития", готовивших базу д...
- Письменная фаза
Это письменно-сенсорная эпоха, когда письменность всерьез начала конкурировать с аудио-каналом (примерно, начиная с V-IV века до нашей эры).
Способность человека к абстракции и символике привела к со...